Не только женское дело Жертвой домашнего насилия может стать любой член семьи

Не только женское дело Жертвой домашнего насилия может стать любой член семьи

В России нет отдельной статистики жертв домашнего насилия. Эксперты отмечают, что любые попытки поднять эту проблему воспринимаются Кремлем как борьба против «традиционных ценностей». «Традиционные ценности» — это основа российского общества и «залог успешного развития», считает Владимир Путин.

Российские женщины — одни из самых незащищенных в мире с точки зрения права. Об этом говорится в исследовании Центра защиты пострадавших от домашнего насилия при Консорциуме женских НПО. Законодательство по защите прав женщин в РФ, как утверждается, на уровне таких стран, как Либерия, Габон, Иран, Йемен и ОАЭ.

По данным правозащитников, с 2011 по 2019 годы в России 65% убитых женщин были жертвами домашнего насилия. При этом от рук партнера пострадали 52% всех убитых женщин, от рук других родственников погибли 13%. Тяжелые насильственные преступления в абсолютном большинстве совершают мужчины (85-88%). До 19% осужденных в итоге получают замену наказания или отмену приговора.

25 января 2017 года Госдума России приняла (1 февраля то же самое сделал Совет Федерации РФ, а позднее нормативный акт подписал президент России Владимир Путин) закон о переводе домашних побоев из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения.

По словам программного координатора Фонда им. Генриха Бёлля в России, социолога и гендерного исследователя Ирины Костериной, российская законодательная система, таким образом, фактически убрала важный барьер между насильником и жертвой.

«Женщинам в этой ситуации остается надеяться только на помощь небольшого количества общественных организаций (в свою очередь подвергаемых преследованиям за получение иностранного финансирования), родственников и самих себя», — пишет она.

Между тем в России также велась работа над законопроектом, который должен был предупредить такого рода преступления. Однако в этом случае органы государственной власти России оказались не столь оперативны. Подобный законопроект в 2016 году не прошел в Думе и первого чтения.

Этот вопрос обсуждали в парламенте и на федеральных телеканалах, его комментировал Путин. Он против насилия в семье, но сомневается в необходимости нового закона в дополнение к уже существующим.

На фоне дискуссий законопроект о «профилактике семейно-бытового насилия» был опубликован в ноябре 2019 года на сайте Совета Федерации (в версии, с которой не согласились даже некоторые его инициаторы) для общественного обсуждения, и с тех пор никаких изменений с ним не происходило.

Сейчас в России нет правовых механизмов, позволяющих женщинам, столкнувшимся с домашним насилием, обезопасить себя. 40% россиян утверждают, что случаи домашнего насилия случались в знакомых им семьях.

Согласно исследованию «Медиазоны» (российские власти признали иноагентом) и «Новой газеты», большинство женщин, осужденных за убийство, защищались от агрессии со стороны своих родных или партнеров. Во время пандемии проблемы, связанные с домашним насилием, только усугубились.

Проблема домашнего насилия — это не только проблема женщин, но и мужчин и всего окружения. На это указывают не только кейсы, которые мы собрали в этом проекте, но эксперты.

В первой главе мы рассказываем о сыновьях, которые воспитывались в семье насильника. Во второй главе мы собрали случаи, в которых жертвы насилия не хотят больше создавать семьи, что как раз идет вразрез с аргументом властей о традиционных ценностях, прикрываясь которым органы власти отказываются от законодательного решения вопроса. Насилие над женщиной часто становится препятствием для нее самой, а иногда и ее окружения в профессиональном развитии. В таких случаях страдает не только жертва, но и общество, которое лишается профессионала. Именно такой кейс приведен в третьей главе.

«Idel.Реалии» обратились к опытным экспертам самых разных взглядов. Все они едины в одном — с насилием надо бороться, однако методы борьбы они видят по-разному.

Не только женское дело