На церемонии вступления Р.Н.Минниханова в должность Президента Татарстана в своей напутственной речи первый Президент республики М.Ш.Шаймиев особо подчеркнул необходимость отстаивания государственности республики как самостоятельной ценности. И он напомнил, прежде всего, не о предстоящих чемпионатах, а о конституционных основах и о грядущем 100-летнем юбилее Татарстана.Чемпионаты приходят и уходят, а государственность - это гораздо более долговечная ценность. Это фундамент, без которого было бы невозможно в том числе нынешнее относительное благополучие. В пылу очередных масштабных мероприятий (от чемпионата лесорубов до кинофестивалей) немудрено и забыть о том, где исток нашего нынешнего состояния.
Будем надеяться, что в очередной виток глобальной нестабильности и кризисных процессов в федерации республика преодолеет их без особых потерь и действительно достойно встретит свой 100-летний юбилей.
Стоит отметить, что, видимо, этого мнения оказалось достаточно - в Послании Государственному Совету РТ о "государственности" было сказано лишь раз и совершенно в другом контексте.
Историческая амнезия и деформированная память на фоне глобального кризиса идентичности - не лучшие условия для гражданского единения в эпоху перемен. Не хотелось бы, чтобы повторилась житейская ситуация вечно занятых детей, в ежедневной суете дел своих забывающих о родительском доме и вспоминающих о нём лишь на похоронах или когда приходит время делить наследство.
Празднуя такой юбилей, всегда стоит помнить об исторических поворотах на пути развития государственности, не ограничиваясь славословием в честь современного периода. Во время празднования 95-летнего юбилея мало что напоминало об истоках республики. Сама структура празднества практически никак не способствовала этому. Республику радовали какими угодно фамилиями, творческими коллективами из Москвы и современными культурными "ивентами", но только не воспоминаниями о людях и событиях, заслуживающих названия "истоки республиканской государственности Татарстана".
Да, бесспорно, нужны зрелища, но общим знаменателем гражданского самосознания должна являться отнюдь не зрелищность и внешний эффект, а культурная память и ощущение исторической общности.
Невольно возникает ощущение, что был только Болгар, Зилант и… дальше уже суверенитет, воспринимаемый зачастую как случайное наследие лихих 90-х (!) и нынешние "тучные" годы. Ах, да, вспоминают еще и Сююмбике, иногда Кул-Шарифа. Так, недавно один из известных туристов-блогеров, посетивших Казань, сожалел, что самое красивое здание Кремля названо в честь "сепаратиста" Кул-Шарифа. Вспоминая, например, о взятии Казани, многие недовольно крутят головой и твердят о нетолерантности. 5 лет тому назад вышла статья небезызвестной Яны Амелиной "Обиженные на Ивана Грозного" о том, что нет смысла ворошить прошлое, а большинство уже забыло о нём. Видимо, именно такими эпитетами принято награждать тех, кто помнит об исторических трагедиях. Попытка вспомнить о восстаниях XVI-XVIII вв. оборачивается окриком о разжигании межнациональной розни.
С другой стороны классические форматы "коллективного воспоминания" также изживают себя. Молодому поколению трудно воспринимать круглые столы, долгие и скучные доклады, митинги. В этой связи в преддверии ежегодно организуемого татарскими национальными организациями "Хәтер көне" стоило бы задуматься об актуальности формата подобного мероприятия. К сожалению, сегодня оно не только отодвинуто на периферию памяти, но и вовсе маргинализировано. А вместе с этим отвергнута и память о национальной трагедии.
Получается слишком много неудобных событий, имён, организаций. И, к сожалению, сегодня таким неудобным вопросам истории не место в государственности Татарстана. В то время как важно учиться отвечать на неудобные вопросы и уметь объяснять их так, чтобы действительно не было исторических обид и бытовых кривотолков. Взять смелость объяснить "неудобную" историю грамотно - по силам только зрелому гражданскому обществу. И здесь этническое разнообразие Татарстана - не препятствие. Формальность "института" диалога, расслоение общества на "белую кость" и "кара халык", зависимое экспертное сообщество и разговор "сверху-вниз" - вот главный симптом общества, слабо подготовленного к компромиссам. Однако "компромисс", в котором одна сторона то и дело отмалчивается, поддакивает и старается угодить, вряд ли можно назвать таковым.
Так или иначе, существование государства под названием "Татарстан" - это великий исторический компромисс: межнациональный, межконфессиональный, межгосударственный. Когда-то татарстанское общество смогло это сделать. Да, дорога, ведущая к этому компромиссу, была весьма нелёгкой. И возвращаться к этим страницам истории, показывать эти ухабы и резкие повороты, вести грамотный диалог - это значит заботиться о фундаменте, а не напрасно "ворошить прошлое".
Чыганак: Aurupali Tatarstan
Азатлык Aurupalı Tatarstan блогы язмаларын тәрҗемәсез тәкъдим итә