Уңайсыз тарих

Мәскәүдә Җәмигъ мәчете ачылышына керә алмаган халык тантананы читтән күзәтә

Ел саен үтә торган Хәтер көне алдыннан бу чараның форматы турында уйланасы иде. Кызганычка каршы ул маргиналлашып бетте.

На церемонии вступления Р.Н.Минниханова в должность Президента Татарстана в своей напутственной речи первый Президент республики М.Ш.Шаймиев особо подчеркнул необходимость отстаивания государственности республики как самостоятельной ценности. И он напомнил, прежде всего, не о предстоящих чемпионатах, а о конституционных основах и о грядущем 100-летнем юбилее Татарстана.Чемпионаты приходят и уходят, а государственность - это гораздо более долговечная ценность. Это фундамент, без которого было бы невозможно в том числе нынешнее относительное благополучие. В пылу очередных масштабных мероприятий (от чемпионата лесорубов до кинофестивалей) немудрено и забыть о том, где исток нашего нынешнего состояния.

Будем надеяться, что в очередной виток глобальной нестабильности и кризисных процессов в федерации республика преодолеет их без особых потерь и действительно достойно встретит свой 100-летний юбилей.

Стоит отметить, что, видимо, этого мнения оказалось достаточно - в Послании Государственному Совету РТ о "государственности" было сказано лишь раз и совершенно в другом контексте.

Историческая амнезия и деформированная память на фоне глобального кризиса идентичности - не лучшие условия для гражданского единения в эпоху перемен. Не хотелось бы, чтобы повторилась житейская ситуация вечно занятых детей, в ежедневной суете дел своих забывающих о родительском доме и вспоминающих о нём лишь на похоронах или когда приходит время делить наследство.

Празднуя такой юбилей, всегда стоит помнить об исторических поворотах на пути развития государственности, не ограничиваясь славословием в честь современного периода. Во время празднования 95-летнего юбилея мало что напоминало об истоках республики. Сама структура празднества практически никак не способствовала этому. Республику радовали какими угодно фамилиями, творческими коллективами из Москвы и современными культурными "ивентами", но только не воспоминаниями о людях и событиях, заслуживающих названия "истоки республиканской государственности Татарстана".

Да, бесспорно, нужны зрелища, но общим знаменателем гражданского самосознания должна являться отнюдь не зрелищность и внешний эффект, а культурная память и ощущение исторической общности.

Невольно возникает ощущение, что был только Болгар, Зилант и… дальше уже суверенитет, воспринимаемый зачастую как случайное наследие лихих 90-х (!) и нынешние "тучные" годы. Ах, да, вспоминают еще и Сююмбике, иногда Кул-Шарифа. Так, недавно один из известных туристов-блогеров, посетивших Казань, сожалел, что самое красивое здание Кремля названо в честь "сепаратиста" Кул-Шарифа. Вспоминая, например, о взятии Казани, многие недовольно крутят головой и твердят о нетолерантности. 5 лет тому назад вышла статья небезызвестной Яны Амелиной "Обиженные на Ивана Грозного" о том, что нет смысла ворошить прошлое, а большинство уже забыло о нём. Видимо, именно такими эпитетами принято награждать тех, кто помнит об исторических трагедиях. Попытка вспомнить о восстаниях XVI-XVIII вв. оборачивается окриком о разжигании межнациональной розни.

С другой стороны классические форматы "коллективного воспоминания" также изживают себя. Молодому поколению трудно воспринимать круглые столы, долгие и скучные доклады, митинги. В этой связи в преддверии ежегодно организуемого татарскими национальными организациями "Хәтер көне" стоило бы задуматься об актуальности формата подобного мероприятия. К сожалению, сегодня оно не только отодвинуто на периферию памяти, но и вовсе маргинализировано. А вместе с этим отвергнута и память о национальной трагедии.

Получается слишком много неудобных событий, имён, организаций. И, к сожалению, сегодня таким неудобным вопросам истории не место в государственности Татарстана. В то время как важно учиться отвечать на неудобные вопросы и уметь объяснять их так, чтобы действительно не было исторических обид и бытовых кривотолков. Взять смелость объяснить "неудобную" историю грамотно - по силам только зрелому гражданскому обществу. И здесь этническое разнообразие Татарстана - не препятствие. Формальность "института" диалога, расслоение общества на "белую кость" и "кара халык", зависимое экспертное сообщество и разговор "сверху-вниз" - вот главный симптом общества, слабо подготовленного к компромиссам. Однако "компромисс", в котором одна сторона то и дело отмалчивается, поддакивает и старается угодить, вряд ли можно назвать таковым.

Так или иначе, существование государства под названием "Татарстан" - это великий исторический компромисс: межнациональный, межконфессиональный, межгосударственный. Когда-то татарстанское общество смогло это сделать. Да, дорога, ведущая к этому компромиссу, была весьма нелёгкой. И возвращаться к этим страницам истории, показывать эти ухабы и резкие повороты, вести грамотный диалог - это значит заботиться о фундаменте, а не напрасно "ворошить прошлое".

Чыганак: Aurupali Tatarstan

Азатлык Aurupalı Tatarstan блогы язмаларын тәрҗемәсез тәкъдим итә