Accessibility links

Кайнар хәбәр

Әгерҗенең онытылган кешеләре


Әгерҗедәге "кирпечле" бистәсе
Әгерҗедәге "кирпечле" бистәсе

Әгерҗенең "кирпечле" бистәсендә яшәүчеләр юлсызлыктан, җәмәгать мунчасы булмаудан, кредитларын түли алмудан, яшәештәге башка җитешсезлекләрдән интегә.

Отсутствие работы, канализации и надежды, тяжёлый детский труд и ощущение забытости всеми: это окраина Агрыза, называемая "кирпичкой".

Асфальтированная дорога заканчивается за сто метров до района двухэтажных многоквартирных домов по улице Заводской. "Кирпичкой" район был назван из-за функционировавшего здесь кирпичного завода. Завод закрылся, оставив после себя долги по зарплате и людей без работы.

Жители живо делятся своими проблемами. Первое, о чём говорят обитатели "кирпички" - отсутствие общественной бани. Дело не в том, что это - самая масштабная проблема района. Дело в том, что в условиях отсутствия канализации и горячей воды в квартирах и отсутствия работы и средств для проезда к бане в центре города отсутствие бани поблизости - это воплощение всех этих проблем. Люди не видят перспектив решения своих главных проблем - и надеются, что строительство бани поправит их бедственное положение.

В районе царит антисанитария. Туалеты многоквартирных домов находятся на улице. Тротуаров и заасфальтированной придомовой территории нет - в дождь всё вокруг превращается в огромную лужу.

После закрытия завода у местных жителей появились проблемы с оплатой счетов за коммунальные услуги. Вскоре котельная была разобрана и люди лишились централизованного отопления. Депутат агрызского городского совета Марат Валиуллин - тот самый, которого президент республики публично назвал вредителем во время "агрызского скандала" 2013 года - начал массово устанавливать индивидуальные котлы в квартирах. В кредит за счёт жителей. В итоге у многих семей появился кредит на 100.000 рублей - огромная по местным меркам сумма. Многие этот кредит уже не оплачивают - после закрытия кирпичного завода нет ни работы, ни денег, ни понимания, кому выплачиваются деньги - обслуживание котлов производится, по словам местной жительницы, "по телефону".

Вместе с тем поражает количество цветов. Вокруг всех домов по периметру жители разбивают ухоженные цветники. Люди пытаются создать атмосферу благоустроенности на своей земле - в том виде и в том масштабе, который им по силам. Жители "кирпички" не имеют возможности проложить дорогу, тротуары или решить проблему уличных туалетов, но не опускают руки и делают то, что могут себе позволить, - разбивают цветочные клумбы.

В кустах неподалёку виднеется здание, в котором могла бы располагаться и баня, и другие социально-значимые объекты. Большое кирпичное строение с глубоким фундаментом, отделанное новеньким сайдингом. Заброшенное, очевидно, совсем недавно. Внутри - несколько ещё не разбитых пластиковых окон и остатки уже разобранного подвесного потолка. Это - бывший дом культуры. Недавно его капитально отреставрировали, но средств на зарплату работнику, который следил бы за работой дома культуры, не нашлось. В итоге только что отреставрированное здание досталось мародёрам.

В соседнем доме недавно был произведён "капитальный ремонт". Опрятно в нём выглядит только табличка на стене, свидетельствующая о том, что ремонт обошёлся в 2,3 млн бюджетных рублей. Табличка выглядит насмешкой: местные жители, для которых это невообразимая сумма, не понимают, на что могли быть потрачены такие деньги. Бетон вокруг дома уже потрескался и был уложен на уровень ниже первого этажа, поэтому в период дождей и весной в подъездах стоит вода, на установленных дешёвых металлических подъездных дверях отсутствуют замки и ручки (вместо них строители зафиксировали двери в открытом положении верёвкой), крыша протекает - зато на ней установлены дешёвые снегоудерживающие конструкции (вполне подходит под строку в смете), полоса в нижней части фасада покрашена ("капитальный ремонт фасада"). Никакого проведения канализации "капитальный ремонт" не предполагал.

Жители этого дома искренне удивляются, когда узнают, что акт приёма капитального ремонта должны были подписывать все жильцы. Их подписи появились без их участия.

И опять - вокруг дома везде цветы.

Местная жительница говорит, что, глядя не то что на столицу республики, но даже на центр Агрыза, жители "кирпички" чувствуют себя "забытыми людьми", чьи проблемы никого не интересуют и никогда не будут решены. Через час другая местная жительница рассказывает о том, что об Агрызе не говорят ни в республиканских новостях, ни в прогнозах погоды, и опять употребляет выражение "забытые люди". Чувствуется, что ощущение забытости - властями, остальным обществом, собственной республикой - здесь основное и всеобщее.

После закрытия кирпичного завода социальная обстановка в районе значительно ухудшилась. Кто-то выбирает криминальный путь, кто-то спивается, кто-то уезжает работать в соседний Ижевск. Проблема безработицы воспринимается местными жителями никак не менее остро, чем отсутствие канализации в личных квартирах. В этих условиях руководству района не удалось удержать потенциального турецкого инвестора, планировавшего развивать промышленное производство в сфере переработки сельскохозяйственной продукции: в последний момент инвестор предпочёл Агрызу Мамадышский район.

"Производство" кирпича с закрытием завода, однако, не прекратилось. На стенах полуразобранного здания по соседству с бывшим домом культуры дети от 6 до 16 лет топорами и мотыгами разбирают по кирпичам дом. Участок, на котором расположено это здание и тот самый полуразграбленный бывший дом культуры выкупил предприниматель - специально для этих целей. 2 рубля за кирпич. За 2 рубля ребёнок должен отбить кирпич из стены, очистить от раствора и уже чистым отнести на поддон. Пока совсем маленькие мальчики и девочки стучат топорами на стенах, ребята постарше, курящие рядом, говорят: за день можно собрать целый поддон, 300 кирпичей, 600 рублей.

Нет сомнений, что следующим по кирпичам будет разобран и находящийся на том же выкупленном участке бывший дом культуры - в реставрацию которого совсем недавно республика вложила бюджетные средства.

Дети, добывающие кирпич, жалуются не на то, что они вынуждены с раннего возраста зарабатывать деньги. Они хотят нормальную работу вместо выламывания кирпичей. Вместо желания учиться, получать образование - желание в 16, 12 или 8 лет поскорее найти работу, чтобы заработать немного денег. Пока мы говорим о Стратегии "Татарстан 2030", в фокусе которой - человеческий капитал, татарстанские дети с окраины Агрыза находятся в ситуации, когда об образовании они не могут думать, такого приоритета просто нет в их головах, заполненных отнюдь не детскими проблемами и трудностями "кирпички".

Над стареньким футбольным полем во дворах "кирпички" развевается государственный флаг Татарстана. Люди чувствуют себя забытыми республикой, но сами не забывают, что они и есть Татарстан.

Чыганак: Aurupali Tatarstan

Азатлык Aurupalı Tatarstan блогы язмаларын тәрҗемәсез тәкъдим итә

XS
SM
MD
LG